Поиск по сайту:

Четверг 25 Апреля 2024 года

Зачислите меня...
Наши реквизиты
Проекты организации
Вековая дружба
Мы любим шутить
Кухня - рецепты Сюника
Наше творчество
Обратная связь
Контакты
 

 

    Тер - Казарян Эдуард Авагович

    Эдуард Авакович Тер-Казарян (в советское время приставку «Тер» опускали, т.к. в армянских фамилиях она указывает на происхождение из семьи священнослужителей) (1923 г.р., Ереван, Армения) — музыкант, концертмейстер, мастер музыкальных инструментов, микроминиатюрист, карикатурист, народный художник Армении.

     

    Биография Э. А. Тер-Казаряна

    С 6 лет Э. Казарян начал играть на скрипке. Окончил Государственную консерваторию им. Комитаса (по классу альта). Когда в Ереване был создан симфонический оркестр Армянской филармонии, он стал одним из тех музыкантов, которые явились основным костяком оркестра. В 16 лет — зам. концертмейстера оперного симфонического оркестра. Играл в концертах, исчисляемых десятками тысяч, был отмечен многими почетными грамотами. Проработав концертмейстером почти четыре десятилетия, ушел на заслуженный отдых.

    С 13 лет занимался скрипичным мастерством, а в 20 лет уже известный мастер. Он создал сотни музыкальных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей, на которых играют лауреаты конкурсов. Эдуард Казарян — скрипичный мастер-новатор — он «возродил» виолу помпозу И. С. Баха, которая более 270 лет «молчала», ибо на ней практически невозможно было играть. Устранив ошибки мастера виолы времен И. С. Баха, Эдуард Казарян сделал виолу играющим инструментом, вернув его к жизни. Его прекрасную игру на виоле помпоза слушали и в США, и во многих городах России и Армении.

    Эдуард Казарян создал единственный в своем роде квартет уникальных инструментов "Двин«- названный так в честь одной из средневековых столиц Армении. Струнный орган квартета не имеет аналога в мире, он — плод безудержной фантазии самого автора. Другие инструменты квартета, хотя и являются классическими, но созданы по его чертежам.

    в 1947 году микроминиатюры Казаряна впервые были представлены в Ереване в Доме народного творчества Армении (ныне Национальный исторический музей Армении).

    В 1954 году ТАСС объявил, что в Армении живет удивительный мастер, который на немыслимо маленьких величинах размещает целые художественные экспозиции, которые можно увидеть через сильно увеличивающие лупы.

    В 1957 году Эдуард Казарян завоевал золотую медаль и звание лауреата V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Его выставка микроминиатюр в павильоне Армении на ВДНХ в Москве привлекала тысячи гостей столицы. В 1975 году раздел «Искусство» ВДНХ наградил Эдуарда Казаряна серебряной медалью.

    С выставками своих микроминиатюр, названных «В мире чудес», Эдуард Казарян побывал во многих странах мира. В 1977 году в Лос-Анджелесе (США) проходила советская выставка, посвященная 60-летию Октябрьской революции. Американские посетители армянского павильона выставки назвали «Мир чудес» «восьмым чудом света», а советские газеты — «гвоздем программы выставки». За участие в работе выставки Эдуард Казарян был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Армянской Советской Социалистической Республики (1978 г.).

    За преданность и служение искусству микроминиатюрист Эдуард Тер-Казарян удостоен высшей награды Армянской Апостольской Церкви — ордена свв. Саака и Месропа. Награда была вручена 87-летнему мастеру 14 мая 2010 года Католикосом всех армян Гарегином II. В своем Кондаке Католикос подчеркнул, что труд Тер-Казаряна особенно значим для развития армянской культуры, а его микроминиатюры занимают особую нишу в современном искусстве. «Видимые только под лупой, Ваши работы десятки лет уже выставляются на всеобщий показ во всемирно известных музеях и выставочных залах. В том числе Ваши работы есть и в музее Святого Эчмиадзина, которые восхищают наших гостей из разных стран. Ваш труд и уникальные творения познакомили мировую общественность с Арменией в ином, весьма уникальном свете», — отметил в своем послании к Тер-Казаряну Католикос.

    Мастер микроминиатюры изготавливал инструменты для микрохирургии, в т.ч. шприцы, и набор игл к ним для укола в единичную клетку и проведения операций на головном мозге. По просьбе хирурга Святослава Федорова выполнил тончайшие микроиглы для сшивания ран при операциях на глазе.

    Об Эдуарде Казаряне написаны книги: В. М. Мкртчян, «В мире чудес»; Г. И. Мишкевич, «Поганини микроминиатюры», «Тайны невидимых шедевров». В III-ем томе Армянской энциклопедии за 1999 год (стр. 458) помещена объемная статья о творческом пути Эдуарда Казаряна. Российская Книга рекордов «Диво» только за 1993 год поместила на своих страницах 9 статей о нем.

    Сняты документальные фильмы: «Чудотворец» (Арменфильм, режиссер Ара Мнацаканян), «Мастер» (Ереванфильм, режиссер А. Мокацян), научно-документальный фильм об академике Глушко, хирурге Амосове и микроминиатюристе Э. Казаряне (совместно), производство «Беларусьфильм». «Эдуард Казарян» — эстонских кинематографистов. Снято несколько телефильмов.

    Эдуард Казарян не только микроминиатюрист экстра-класса, он одаренный музыкант, выдающийся скрипичный мастер, великолепный гравер, превосходный живописец, талантливый рисовальщик, искусный скульптор, меткий карикатурист. У Эдуарда Казаряна — сотни тысяч дружеских шаржей на знаменитых современных ему людей. Во время работы его выставок прямо в демонстрационном зале он делает свои молниеносные дружеские шаржи и дарит их посетителям выставок.

    Эдуард Авакович — лауреат многих отечественных и зарубежных выставок, концертмейстер альтов Ереванской государственной филармонии. Его имя более шестидесяти лет не сходит со страниц газет и журналов всего мира. Природа столь щедро и разносторонне одарила этого человека талантами, что он уже при жизни стал легендой.

    Из троих сыновей Казаряна, талант к созданию микроминиатюр передался только одному — Владимиру Казаряну, который теперь также является известным микроминиатюристом.

    В настоящее время Эдуард Казарян живет и работает в Ереване.

     

    Микроминиатюры Эдуарда Казаряна

     

    Способность к миниатюре проявилась у Казаряна уже в детском саду, где он мастерски перерисовывал почтовые марки, делая их совсем маленькими.

    А когда четырехлетняя дочь Казаряна-дирижера и скрипичного мастера — Каринэ, захотела научиться играть на скрипке, умелец решил сделать для нее подходящий по размеру инструмент. И сделал. А потом подумал, а что если еще меньше? Со спичечный коробок! А потом еще меньше — 14 мм. И получилось!

    Спустя некоторое время Им создана самая маленькая в мире 7-миллиметровая играющая скрипочка. Но и на этом Казарян не остановился, он изготовил точную копию инструмента Антонио Страдивари: миниатюрная скрипка имеет длину четверть миллиметра и весит 0,003 грамма, она, как и настоящая состоит из 56 деталей разных пород дерева и размещается в ушке иглы.

    Автор также пишет картины маслом на торце волоса, рисует на виноградных косточках, крупинках сахара. Среди его микроживописей — портреты вождей мирового пролетариата. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и И. Сталина изображены вместе на половине рисового зерна.

    На человеческом волосе микроминиатюрист нарисовал масляными красками 62 портрета армянских ученых, философов, композиторов, писателей и других известных деятелей.

    Поражают воображение микроскульптуры Э. Казаряна.

    В ушко швейной иглы помещен караван верблюдов из драгоценных камней.

    Статуя Чарли Чаплина в ушке иглы. Материал трости — паутина, толщиной в 1 мкр.

    В ушке иглы, как на эстраде, играет на скрипке Никколо Паганини.

    Копия ереванского памятника легендарному армянскому герою-богатырю Давиду Сасунскому. Размер скульптурки не превышает пятидесятой доли миллиметра. На ее изготовление пошла одна сотая грамма золота.

    Есть еще распятие Христа на чёрном дереве из зуба мамонта размером 2 мм.

    Из многих тысяч мельчайших пылинок разноцветных камней выполнен самый маленький в мире глобус, который установлен на заточенном кончике волоса. В булавочной головке легко поместилось бы несколько тысяч таких моделей «земных шариков».

    Фигурки музыкантов из джаз-оркестра.

    Уменьшенные копии Статуи Свободы, каравеллы Колумба.

    На половинке рисового зернышка разместилась футбольная команда Франции, ставшая чемпионом мира в 1988 году. Любопытно, что фигурка каждого игрока на этой миниатюре тоньше человеческого волоса и состоит из 15 деталей.

    Венера Милосская из золота толщиной в человеческий волос.

    Икона на сотой части сахарной крупинки, доступная глазу лишь при четырехсоткратном увеличении.

    Шокируют композиции Э. Казаряна внутри волоса.

    В просверленный человеческий волос длиною в 10 мм мастер поместил 70 слоников идущих друг за другом с погонщиками.

    Внутри другого просверленного человеческого волоса размещается стадион с футболистами. Фигурки спортсменов сделаны из частиц драгоценных камней.

    В прозрачном тоннеле из волоса длиной в пять миллиметров мастер разместил два движущихся навстречу друг другу поезда. В каждом — по 35 вагонов. В окнах вагончиков видны лица людей. На станциях — их названия «Мир» и «Дружба». Сам тоннель расположен на миниатюрной модели земного шара.

    Неповторимый шедевр Ереванского микроминиатюриста — «Музей на спичечной головке». На головке спички Э. Казарян ухитрился поместить семь микрогравюр с изображением достопримечательностей Москвы: Спасской башни Кремля, храма Василия Блаженного, Большого театра, Московского государственного университета, Мавзолея В. И. Ленина, скульптуры «Рабочий и колхозница», главного павильона при входе на ВДНХ (ныне Всероссийский выставочный центр).

    На рисовом зерне Казарян вырезал всех персонажей сказки «Репка».

    На другой рисинке — автопортрет.

    На конском волосе выгравировал молитву «Отче наш».

    А на сантиметровом кусочке человеческого волоса письмо из 40 слов.

    В Пражском национальном музее демонстрируется созданная им гравюра с видами Праги и Еревана. Она вырезана из половины рисового зерна.

    В одном из германских музеев (на территории бывшей ГДР) экспонируется пейзаж Араратской долины и озера Севан, выгравированный на виноградной косточке.

    На другой виноградной косточке Казарян выполнил портрет Шота Руставели.

    А на срезе манной крупинки изобразил квартет Армянской государственной филармонии.

    На рабочем столе Эдуарда Казаряна стоит «большой» 4-сантиметровый шахматный конь. Глазом ему служит сильная лупа, через которую внутри коня видно шахматную доску размером в 1/100 часть макового зернышка, а на ней — фигурки, расставленные, как в пятой партии матча 1963 года Ботвинник — Петросян.

    Уникальны мозаичные микроминиатюры Э. Казаряна.

    Из нескольких сот самоцветных камней кудесник собрал карту Армении. На карте отчетливо видны реки, озера, горные пейзажи. Особенно выделяется бирюзовое озеро Севан. Вся карта величиной с копеечную монету.

    Другая мозаичная карта — Англии — размером в один квадратный сантиметр, набранная из разноцветных минералов, хранится в Лондонском королевском музее.

    В 70-х годах Эдуард Казарян создал в своем искусстве микроминиатюры новое направление — движущиеся микрофигуры. В 1975 году в Политехническом музее в Москве демонстрировались первые его произведения с движущимися микрофигурами. Более четверти века эти работы остаются непревзойденными и необъяснимыми. Среди таких работ «подкованные блохи, играющие в мяч». Удивительно, но факт — мастер заставил фигурки двигаться в нарушение, как утверждают физики, всех законов гравитации. Эдуард Казарян и дальше усовершенствовал это искусство. В последнее время у его микрофигур, сделанных в статичном исполнении, непонятным образом начинают двигаться голова, рука, при полной неподвижности остальной части тела. Так сделана работа, посвященная 1700-летию принятия христианства Арменией: над головами армянского царя Трдата и первого католикоса армян Григория Просветителя, стоящих с воздетыми кверху руками, в небесах фигура Иисуса Христа, который движением головы и рук повелевает двум ангелам, опустить, а затем поднять лампаду (работа подарена Эчмиадзину).

    Знаменитый музыкальный автомат мира (по образному выражению академика Д. С. Лихачева) Эдуарда Казаряна стал символом извечного стремления армян к миру. На корпусе этого музыкального автомата, сделанного из высококачественных пород дерева, помещены 40 миниатюрных, разных по классу музыкальных инструментов народов мира. Все они играющие инструменты, сделаны также из дерева. Размер самой маленькой скрипки — 16 мм. У Эдуарда Казаряна есть еще очень много видов разного оружия, начиная с древнейших и кончая современными, которые он также превратил в музыкальные инструменты и на которых виртуозно исполняет музыкальную классику.

    Материалом для работ Эдуарда Казаряна служат пылинки драгоценных металлов и камней, мельчайшие осколки горного хрусталя, человеческие волосы и даже кусочки рыбьей чешуи.

    На счету Казаряна более 1000 работ Работы Эдуарда Казаряна, попавшие в Книгу рекордов Гиннесса девять раз. Его микро-шедевры дарились Сталину, Хрущёву, Хо Ши Мину, Фиделю Кастро, Индиру Ганди, Хоннекеру, Рокфеллеру, Королеве Англии Елизавете II, Биллу Клинтону и многим другим персонам мировой известности.

     

    Удивительный Эдуард Казарян

     

    Однажды Хрущёв получил в подарок от правительства Индии швейную иголку с выгравированными на ней семью слонами. Подарок генсеку понравился, однако он был расстроен тем, что в СССР подобных умельцев нет. Вскоре после этого из Еревана в Дели ушла посылка — на волоске длиной в один сантиметр Эдуард Казарян поместил 300 слонов и надписал: «Да здравствует советско-индийская дружба!»

    Добившись успехов в микроискусстве, для Эдуарда Аваковича настало время прославлять свое Отечество. Эдуард Казарян решил сделать трактор, точную стальную копию настоящего. Для этого ездил в МТС, изучал неведомое: карбюратор, генератор и коробку скоростей. И вот о тракторе с надписью на флажке «Больше хлеба родной стране!», бороздящем зерно пшеницы, узнала вся страна. Миниатюру поместили в музей. Газеты разнесли весть об этом чуде по всему свету. Правда, потом Казаряну позвонили из музея и сказали: «Твой трактор опрокинулся, потому что зерно проросло — ты ж хотел больше хлеба!» Пришлось сделать самшитовую копию.

    А в это время в Москву пришло письмо из Германии, мол, не верим, что такое возможно! Тогда мастер изготовил миниатюрное здание Берлинского оперного театра, поместил его на острие иглы и вместе с надписью «Братский привет немецкому народу от армянского народа» на сантиметровом кусочке волоса отослал в Германию. Впечатлившееся немецкое правительство захотело сделать ответный подарок Казаряну и спросило: «Чего не хватает художнику для безбедной жизни?» Семья художника в то время ютилась в подвале, потому что отца репрессировали еще в 1937 и имущество конфисковали. Советское правительство тут же выделило Казаряну отдельную квартиру и машину, чтобы тот мог с гордостью сказать, что ни в чем не нуждается. Но на этом благодеяния не кончились. Мастера пригласили в Москву, обеспечили секретной работой. И как только было нужно урегулировать международную обстановку и разрядить напряженность, Хрущев давал задание Казаряну изготовить чудесный подарок. Например, мост через Берингов пролив, соединяющий Кремль и Статую Свободы на четверти зерна или поезд «Париж-Москва» в просверленном насквозь волосе. Ему приходилось изучать трудную арабскую письменность и замысловатые китайские иероглифы. Более 200 его работ служат делу мира и дружбы народов в разных уголках Земного шара.

    Однажды случилось так, что один из «невидимых» шедевров Эдуарда Аваковича «взбунтовался» и стал вести себя, по меньшей мере, странно. Произошло это с одной из замечательных его микрокомпозиций, хранившейся в Музее истории Еревана. С виду самая обыкновенная булавка, на головке которой был размещён целый архитектурный ансамбль. На площади в 1 квадратный миллиметр — копия монументального здания Ереванского государственного театра оперы и балета им. Спендиарова с колоннадами верхних этажей, окнами, широкими полукруглыми лестницами, на которых стояли крохотные фигурки людей величиной 0.08 мм. Микроминиатюра была изготовлена из эмали зуба ископаемого мамонта, пролежавшего в вечной мерзлоте 20 тысяч лет. Однажды автору позвонили из музея и с тревогой сообщили, что фигурки людей на лестнице движутся, многие упали, стены шатаются, часть колонн и вовсе исчезла... Взглянув на свою работу, мастер ужаснулся. Здание театра, сооружению которого было отдано много сил и терпения, рушилось на глазах. Действо походило на гибель Помпеи. Причину столь непонятного «бунта» театра-невидимки помогли выяснить биологи. Они обнаружили, что работа стала жертвой микробов обитавших, по всей видимости, в воздухе музея. Нетронутой осталась лишь полированная головка железной булавки.

    С юмором Казарян рассказывает, как знаменитый музей Лувр заказал ему копию картины Айвазовского «Девятый вал» на рисовом зернышке, а голубь в один момент проглотил сохнущий на балконе плод трехмесячного труда. Это, конечно, вовсе не смешно. Но смех — лучшее лекарство; «Я смеюсь, чтоб с ума не сойти, — говорит Эдуард Авакович, — обидно, когда лучшая работа летит».

    Эдуард Казарян любит вспоминать и такой казус: на половинке разрезанного вдоль человеческого волоса длиной в полмиллиметра он написал маслом картину — битву армянского национального героя с персами. Даже река, которую переплывали захватчики, была хорошо видна. Трудная работа близилась к концу, и вдруг... волос пропал. Потому что мастер не вовремя вздохнул. Так бесследно пропал шедевр. Мастер смеется, что из-за любви изготавливать экспозиции именно на волоске ему грозит преждевременное облысение.

    Репортаж канала "CNN" о Эдуарде Казаряне (на англ. яз.) Уникальный человек и его непревзойденные микрошедевры (в том числе движущиеся микроминиатюры в действии)!!!

    Высказывания Эдуарда Казаряна

     

    «Самое сложное — нарисовать лицо и глаза, так как попасть вторично в одно и то же место инструментом просто невозможно. Поэтому рисуешь одним движением резца. То же относится и к гравировке микротекстов».

    «...пользуюсь бинокулярным микроскопом или сильной лупой. Деталь укрепляю в поле зрения оптического прибора. Надеваю на лицо марлевую повязку и работаю. Без повязки нельзя. Как-то на половинке резанного вдоль человеческого волоса длиной в полмиллиметра написал маслом картину, изображавшую битву национального героя Вардана Мамиконяна с завоевателями персами. Даже река, через которую переплывали захватчики, была хорошо видна. Трудная работа близилась к концу...как вдруг она исчезла. И только потому, что вздохнул не вовремя. Таким же неосторожным вздохом, словно ураганом, погубил уже готовую микроминиатюру „Восемнадцать танцующих девушек“, которых, увы, осталось только две...»

    «Порой мне действительно кажется, что я родился не в то время. Ибо все больше интересует меня уже не будущее, а прошлое. Прошлое, в первую очередь, национальное; это как зов предков. Их уклад не предполагал ничего лишнего. Никаких ненужных предметов, заполоняющих пространство — маленькая форма и большое содержание. Каждое дерево, каждый цветок и каждый народ имеют свои корни. И все мы прорастаем из корней; как я из своего генеалогического, посаженного в Эдеме». Утверждение смелое, но не лишенное оснований: ученые средневековой Европы именно в Армении локализовали «Райский сад», «Легенда о докторе Фаусте» отнюдь не лишнее тому подтверждение. Несколько позднее Томас Манн в «Иосифе и его братьях» напишет: «Юный Иосиф только улыбался, когда жители пустыни из Сирии объявляли раем большой оазис Дамаск... Не пожимал он из вежливости плечами, но внутренне пожимал ими, и тогда когда жители Мицраима заявляли, что сад этот находится, само собой разумеется, в Египте, ибо середина и пуп вселенной - Египет. Курчавобородые синеарцы тоже считали, что Вавилон это священная середина вселенной... Дошедшее до нас описание рая в одном отношении точно... и признав эту пальму первенства за Арменией, мы всего-навсего сделаем шаг к следующей правде».

     

    << Вернуться на главную страницу

    Рейтинг@Mail.ru

    Редактор и консультант портала Айрумян Г.Е. e-mail: haga48@mail.ru
    Межрегиональная общественная организация "Давид Бек"
    2011г. © syunik.ru
    Разработка сайта — Веб-студия "НТТР"