Поиск по сайту:

Пятница 28 Апреля 2017 года

Зачислите меня...
Наши реквизиты
Проекты организации
Вековая дружба
Мы любим шутить
Кухня - рецепты Сюника
Наше творчество
Обратная связь
Контакты
 

 

    Вековая дружба

    Армяно-русские отношения.

     

    Сотрудничество на более высокий уровень

    Армения хочет вступить в Таможенный союз

     

     

     

    Подробнее>>

     

     

     


    Смотрите все фотографии >>

     

    Патриарх Кирилл наградил Католикоса всех армян (видеорепортаж) >>

    Визит Патриарха Кирилла в Армению (видеорепортаж) >>


     Армяне — один из древнейших народов мира. Его колыбелью было Армянское нагорье, ставшее еще в глубокой древности одним из центров мировой цивилизации.
    Формирование армянской народности началось где-то на рубеже второго и первого тысячелетий до нашей эры. Это был длительный процесс, охвативший примерно пять-шесть веков.
    В VI веке до нашей эры возникают Великая и Малая Армении как составные части обширной державы Ахеменидов. Впоследствии они становятся независимыми государствами.
    При Тигране II, царствовавшем в 95—56-х годах до нашей эры, Великая Армения достигла наивысшего могущества. Присоединив к себе многие сопредельные страны, она стала крупнейшим рабовладельческим государством эллинистического Востока. Но еще при жизни, Тигран II был вынужден  признать свою зависимость от победителей - римлян, сохранив власть лишь в собственно армянских землях. Его преемнику Артавазду II удалось освободиться от римского владычества и даже объединить все армянские земли. Однако в дальнейшем Армения превращается в объект захватнических устремлений своих сильных и агрессивных соседей. В III веке новой эры она оказывается в подчинении у сасанидской Персии.
    Лишь на короткий срок в IV веке Армения вновь обретает независимость. В это время там утверждается феодализм как господствующий социально-экономический строй. Постепенно обособлялись местные властители-нахарары, ослабевала царская власть. В 387 году Армения подверглась разделу: восточная часть, почти три четверти территории страны, отошла к Персии, западная часть — к Византии. Но армянский народ никогда не мирился с иноземным гнетом. Восстания вспыхивали одно за другим. Завоеватели огнем и мечом беспощадно подавляли их. Казалось, что на опустошенных землях уже никогда не возникнет жизнь. Но Армения вновь поднималась из руин и пепла, возрождалась в ней жизнь, продолжали развиваться наука, литература, искусство.
    В конце VII столетия Армению завоевали арабы. Чем тяжелее становилось новое иго, тем упорнее и яростнее боролся армянский народ за свою независимость.
    В конце Х века господство арабов пало. Начался новый период в жизни Армении. Укрепилась ее экономика, оживилась политическая жизнь, новых успехов добилась армянская культура. Столица государства — город Ани вырос в крупный торговый и ремесленный центр.
    Это был период наибольшего развития феодального хозяйства в Армении. С Х века особенно большое распространение получила барщина, Шло дальнейшее закрепощение крестьян. Все это не могло не отразиться на положении народных масс. Среди крестьян широко распространилось учение тондракийцев, выступавших против социальной несправедливости. Обострилась классовая борьба. По Армении прокатилась волна крестьянских восстаний.

    Когда в XI веке в Закавказье вторглись новые захватчики — турки-сельджуки, армянские и грузинские войска повели против них совместную борьбу.
    В начале XIII века на армянский народ обрушилось новое страшное нашествие татаро-монгольских завоевателей. Армянские земли подверглись опустошительным набегам полчищ Тимура. Позднее, в XVI—XVIII веках, Армения стала ареной кровавых вторжений персов и турок. Страна была поделена между захватчиками. Восточная часть Армении досталась Персии, западная — Турции. Это был один из самых мрачных периодов в истории армянского народа. Многие города и села были разрушены. Десятки тысяч армян угонялись в плен, продавались в рабство, подвергались неслыханному насилию. Замученный и истерзанный, армянский народ вел отчаянную освободительную борьбу. Но опыт вековой борьбы показал, что без внешней поддержки невозможно было добиться свободы. Много раз обращались армяне за помощью к папе римскому и западным державам, но не нашли у них поддержки. Наиболее дальновидные представители армянского народа видели спасение в России — своем могущественном северном соседе.
    Связи России с армянским народом, уходят в глубь веков. Историк XI века Степанос Таронци (Асохик) в своем труде «Всеобщая история» сообщает интересные данные о славянах и о крещении Руси. Известно также, что армянские воины служили в войсках Киевской Руси.
    Большую роль в установлении армяно-русских связей сыграли армянские колонии (общины), возникшие на русской земле. Первые сведения об армянах, обосновавшихся в Киеве, относятся к X-XI в. Армянское население Киева, состоявшее в основном из ремесленников, купцов, врачей, постоянно увеличивалось. Армяне принимали участие в экономической и культурной жизни города, а также в его защите от внешних врагов. Характерно, что армяне впоследствии участвовали в известной битве при Грюнвальде в 1410 году. Когда тевтонские (германские) захватчики стремились подчинить себе своих юго-восточных соседей, то объединенные силы поляков, литовцев, русских и чехов в кровопролитном сражении у Грюнвальда разбили тевтонских рыцарей. В составе союзнической армии сражалось и два полка, составленных из армян, живших в Галиции.

    Усиление торгово-экономических и культурных связей между Арменией и Россией способствовало образованию во многих русских городах многочисленных армянских поселений. Развитию армяно-русских экономических отношений способствовало открытие волжского речного пути, когда царю Ивану Грозному в 1552-1556 гг. удалось взять города Казань и Астрахань. После этих событий специальное посольство армянских купцов Закавказья отправляется в Москву, ведет переговоры и получает право свободной торговли с Россией через Астрахань. Армянские купцы ввозили в Россию шелк, драгоценные камни, ладан, пряности и другие восточные товары. Вместе с купцами в Россию перебралась часть армянского населения Кавказа. В Астрахани возникла большая армянская колония, которая сыграла значительную роль в развитии торговли на юге России.
    Направляясь в Москву, армянские купцы часто привозили с собой драгоценные вещи для русских царей. Так, например, крупный торговец из Нор-Джуги Ходжа Закар в 1660 г. привез для царя Алексея Михайловича трон, украшенный алмазами, который до сих пор хранится в Москве, в Оружейной палате Кремля. Русский двор будучи заинтересован в упрочении торговых связей покровительствовал армянским купцам.
    Уже в XVII—XVIII веках на юге России (в Астрахани, Кизляре, Ново-Нахичевани, Григориополе, в Крыму) возникла целая полоса армянских колоний, которые сыграли весьма существенную роль в развитии экономических и культурных связей между русскими и армянами.

    Русская ориентация армянского народа, оформившаяся в процессе его длительной борьбы против поработителей, благодаря укреплению экономических, культурных и политических связей в конце XVII и начале XVIII века приняла уже более определенный характер.
    В 1677 году в Эчмиадзине под руководством католикоса Акопа Джугаеци созывается совещание двенадцати видных светских и духовных лиц, на котором было принято решение вступить в сотрудничество с деятелями освободительного движения Грузии и отправить посольство в Западную Европу с просьбой о военной помощи для освобождения от чужеземного ига.
    Посольство, избранное на эчмиадзинском совещании, во главе с Акопом Джугаеци прибывает в Грузию, а затем отбывает в Константинополь с тем, чтобы оттуда направиться в Западную Европу. Однако в 1680 г. Акоп Джугаеци умирает, члены посольства возвращаются на родину. Не возвращается только сопровождавший своего отца двадцатилетний Исраэл Ори, сын сюникского мелика Исраэла. Молодой патриот, вдохновленный идеей освобождения родного народа, продолжает путь в Западную Европу в надежде на помощь европейских государств.
    Двадцать лет скитался Ори по Европе, жил в Италии, Франции, Германии, поступил на службу во французскую армию, изучил военное искусство и приобрел политические и военные знания. Он вступил в перегооры с высокими политическими кругами Франции, поднял вопрос об освобождении армянского народа от иноземного ига, однако встретил холодное безразличие.
    В 1695 г. Ори поселился в Германии, в городе Дюссельдорфе, установил связи с пфальцским курфюрстом Иоганном-Вильгельмом. Желая, чтобы вопрос Армении стал предметом обсуждения в высших дипломатических кругах европейских государств, немецкий князь отправил Ори с рекомендательными письмами к императору Австрии и правителю Флоренции. Однако, поскольку Ори не имел официальных полномочий от армянских политических кругов, его заявления были оставлены без внимания. По совету Иоганна-Вильгельма Ори отбыл на родину с целью получить соответствующие письменные полномочия от армянской знати.
    В этот период полунезависимым положением и некоторой политической властью обладали армянские мелики (князья) Сюника и Арцаха, к которым и обратился Ори. В 1699 году в поселке Ангехакот в Сисиане состоялось собрание меликов, которые и уполномочили Исраела Ори на ведение переговоров в Западной Европе. Одновременно они решили просить помощи и у русского царя. В помощники Ори мелики дали вардапета (ученого монаха) Минаса.
    Ори вернулся в Европу. С письменными полномочиями и заверениями медиков, он явился к курфюрсту Пфальца, императору Австрии, однако они и на этот раз не сделали ни одного практического шага. Разочаровавшись в европейских дворах, Ори совершает поворот в своей дипломатической деятельности, покидает Западную Европу и в 1701 году отправляется в Россию. Этот шаг имел важное значение в истории освободительного движения армянского народа. Прибыв в Москву, Ори представил Петру I обращение меликов, в котором они просили, чтобы царь проникся состраданием к армянскому народу и освободил его от турецко-персидского ига. «Нет у нас иной надежды. Мы надеемся на бога и твою страну». Петр I благосклонно отнесся к прошению армянского дипломата. Он обещал оказать помощь армянскому народу после окончания русско-шведской войны.
    Ори предложил русскому двору свою программу, которая содержала следующие пункты: для освобождения армянского и грузинского народов необходимо послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию -15 тысяч конных казаков и 10 тысяч пехотинцев. Конница должна двигаться в Закавказье дорогой, проходящей по Дарьяльскому ущелью, а пехоту следует переправить из Астрахани по Каспийскому морю.
    Ори и его сподвижник вардапет Минас посылают в Армению человека, чтобы поставить армян и их соседей в известность относительно обещаний русского царя.
    Так, в начале XVIII века при русском дворе поднимается вопрос о подготовке похода в Закавказье. В этой связи было сочтено необходимым направить в Персию особое посольство во главе с Ори, поручив ему изучить там обстановку, выяснить настроения народа, собрать сведения о крепостях и дорогах страны и т. д. Чтобы не возбуждать подозрений, было решено представить дело так, будто Ори, уполномоченный римским папой, едет к шаху Хусейну с целью облегчить положение христиан Персии.
    В 1707 году, после необходимых приготовлений, Ори в чине полковника русской армии, с большой свитой торжественно направился в Персию. Находившиеся там французские миссионеры всячески стараются воспрепятствовать прибытию посольства в Исфахан, пытаются убедить шаха, что Россия намерена восстановить политическую независимость Армении, что Ори и есть тот человек, которому предстоит царствовать в Армении, и т. п. Достигнув Шемахи, Ори вынужден был долго ожидать шахского разрешения на поездку в Исфахан. В Шемахе он встречается с выдающимися армянскими и грузинскими политическими деятелями, обнадеживает их и стремится усилить симпатии населения к России. В 1709 г. Ори прибывает в Исфахан, затем едет в Шемаху, где вновь ведет переговоры с местными политическими деятелями. В 1711 г. по возвращении в Астрахань дипломпт скоропостижно умирает.
    Исраэлу Ори-выдающемуся патриоту, посвятившему жизнь освобождению своего народа, не довелось увидеть завершение начатого им дела. Но он расширил и укрепил русско-армянские политические связи, создав этим реальные условия и предпосылки для освобождения Армении от многовекового тяжелого гнета ханов, беков и пашей.

     

    Новый подъем волны освободительного движения народов Закавказья был обусловлен походом русской армии в июле 1722 года в прикаспийские области. Особое значение имело восстание в Сюнике во главе с известным полководцем Давид-Беком. Но в силу обострившегося международного и внутреннего положения русские войска тогда не пошли дальше прикаспийских районов. Освободительная борьба была потоплена в крови.
    После персидского похода Петра усилился приток армянского населения в Россию. В Москве, Астрахани, на Северном Кавказе создавались армянские поселения. Жители армянских колоний в России являлись связующим звеном между населением Армении и русским правительством. Идея освобождения армянского народа с помощью России становилась все более популярной.
    В начале 1784 года эчмиадзинский католикос Лука обратился к русскому правительству с просьбой избавить армян от рабства, а араратские мелики просили А. Аргутинского причислить их к тем, кто ждет защиты от «благословенной России». В августе 1784 года посланник от них Степан Саакян доставил в Петербург Екатерине II просьбу о помощи.
    В 1795 году персидский шах Ага Мухаммед Каджар совершил разорительное нашествие на Закавказье, которое создало большую опасность для всех народов края. В Закавказье ждали прибытия русских войск во главе с фельдмаршалом Суворовым. В январе 1796 года по предложению Екатерины II Суворов принял командование русскими войсками готовившимися к походу в Закавказье. Они заняли ряд городов, но с приходом Павла I поход прекратился.
    Британская дипломатия добилась того, что в июне 1804 года 70-тысячная персидская армия под командованием Аббас-Мирзы вторглась в Закавказье. В Эриванском ханстве началось преследование местного населения с намерением выселить в глубь Персии «всех жителей армян». Однако они предпочитали переселяться в районы, занятые царскими войсками. Армяне оказывали всяческую помощь русским солдатам, в которых видели свою единственную надежду на освобождение.
    В результате побед русских войск 5 ноября 1813 года был заключен выгодный для России и народов Закавказья Гюлистанский мирный договор, по которому значительная часть Закавказья отошла к России. Однако население Эривани и большей части Армении по-прежнему находилось под гнетом турецких и персидских поработителей. К тому же русско-турецкая (1806—1812) и русско-персидская (1804—1813) войны полностью разорили многие провинции Закавказья. Положение подавляющего большинства армянского народа продолжало оставаться невыносимым.
    Видный деятель армянского освободительного движения Нерсес Аштаракеци в июле 1826 года обратился к армянскому народу с призывом бороться против персидских войск. Он напоминал своим соотечественникам о том, что Россия «распростерла мощную десницу свою... для спокойствия и благоденствия» армянского народа, что Россия и раньше в случае надобности защищала армян, тем более она это сделает теперь, когда признана «пред целым светом заступницею и покровительницею нации нашей...».
    16 июля 1826 года 60-тысячное персидское войско во главе с Аббас-Мирзой, нарушив Гюлистанский мирный договор, внезапно вторглось на территорию Карабаха. Русские могли противопоставить ему лишь около 7 тысяч штыков пехоты и не более 3 тысяч регулярной кавалерии и казаков.
    Начались ожесточенные бои. 48 дней продолжалась героическая оборона крепости Шуша. О ней сохранились воспоминания генерала русской армии И. Д. Лазарева, который, будучи тогда юношей, находился в стенах осажденной крепости. «Я помню армянина Арутюна Алтунова, — писал он, — с георгиевским крестом и золотой медалью на шее, вызвавшегося тогда добровольно пробраться сквозь персидскую армию, чтобы доставить Ермолову сведения о положении осажденной крепости... Помню также, как наши армяне по ночам на своих плечах носили тяжелые мешки с зерном на мельницу дер. Шуши-Кент, где братья Юзбаши, Сафар, я, Ростом Тархановы быстро перемалывали зерно и доставляли его обратно. Без этой помощи гарнизону никогда не выдержать бы шестинедельной осады». Историк В. Потто, приведя эту цитату, добавлял: «Даже женщины их являлись героинями, и одну из них, по имени Хатаи, знал тогда весь Карабах...»
    Мастеровые люди крепости готовили по 20—30 фунтов пороха в день и безвозмездно передавали его гарнизону крепости, а крестьяне окрестных сел отдали до 600 голов скота для нужд ее защитников.
    Персидские войска не сумели захватить Шуши, но продолжали свой разорительный поход на Елизаветополь. Вскоре к Елизаветополю подоспели главные силы персидских войск. Елизаветопольское сражение принесло новую блестящую победу русской армии. Аббас-Мирза с остатками своих отрядов обратился в бегство. Народные ополченцы оказали существенную помощь русской армии, значительно облегчив ее победу.
    22 февраля 1828 года был подписан Туркменчайский мирный договор, по которому Эриванское и Нахичеванское ханства вошли в состав России. Кроме того, армяне, жившие в Персии, получали право переселиться на родину и принять русское подданство. Неоценимую роль в ведении мирных переговоров сыграл А. С. Грибоедов, который с марта 1827 года занимал должность заведующего дипломатическими сношениями с Турцией и Персией.
    Армянский народ в лице русских видел своего освободителя, а «не победителя, не завоевателя». А. С. Грибоедов писал в дневнике, что русские, освобождая армянских крестьян, ведут самую гуманную войну. Сохранились записки декабриста Лачинова, где есть волнующие места о том, как освобожденные армянские крестьяне, дети, женщины и старики с протянутыми руками бежали к русским солдатам, говоря: «Рус! Здрасти! Здрасти!», а солдаты повторяли: «Не бойтесь! Мы здесь!» Сами русские солдаты считали, что в Закавказье они пришли с освободительной миссией. Именно поэтому армяне принимали русских солдат как желанных гостей, как родных братьев, зная, что теперь они будут в безопасности.

    Армяне в Москве


    Павильон «Армения» на ВДНХ

    Армяне в Москве являются одной из крупнйших национальных общин. История московских армян насчитывает более восьми столетий.
    Первыми армянскими поселенцами в Москве оказались армянские купцы. Во всяком случае в московских летописях конца XIV века упоминается торговый «армянский ряд».


    Загорелся посад за городом от Авраама, некоего арменина...
    Летопись 1390-го года

     

    Выражение «посад за городом» указывает скорее всего на территорию Китай-города, а не на позднейший «Белый город», где имеется известный Армянский переулок, получивший такое название, впрочем, только с XIX века.
    В торговых делах армянские купцы проявляли большую деятельность. При их посредстве поддерживалась транзитная торговля по Волге, в которую были втянуты Золотая Орда, Закавказье и Персия. Главным торговым путем для армян, естественно, была Волга. Торговые дороги армянских купцов вели к Москве как центральному торговому месту в северо-восточной Руси.
    Рядовые русские люди не чувствовали больших различий между православием и армянской церковной традицией, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в браки.
    О деятельности армян в Москве имеется большое количество источников, согласно которым, основная масса которых купцы, ремесленники, оружейники, ювелиры, строители, врачи, военные, дьяки, переводчики-толмачи, и даже придворные живописцы. Часть армян оставалась в Москве навсегда, другая уезжала обратно, или переселялась в другие города и страны региона. В результате, оставшиеся армяне образовали к началу XVIII века немногочисленную армянскую общину.
    В селе Воскресенском (ныне Большая Грузинская улица) раньше жили армяне, и в 1716—1719 годах здесь была построена первая армянская церковь, которую снесли в советский период.
    Армянская диаспора сильно увеличилась во время переезда грузинского царя Вахтанга VI в 1720-х годах в Москву. Само собой, что любой царь имел при себе свиту, и Вахтанг не оказался исключением. Но его свита состояла не только из грузин, но и из большого количества армян, которые также переехали с ним в Москву. Таким образом, к середине XVIII века в Москве образовалась влиятельная армянская диаспора, состоявшая в основном из выходцев из города Джуга (современная Джульфа). Основными крупными и влиятельными армянскими родами Москвы были:


    Крестовоздвиженская церковь основанная в 1779 году Ованесом Лазаревым

    • Шериманы (Шахриманян);
    • Лазаревы (Егиазаряны);
    • Деляновы (Дилакяны);
    • Сумбатовы (Смбатяны);
    • Арапетовы (Айрапетяны);
    • Мирзахановы (Мирхазаняны);
    • Хастатовы (Астатяны);
    • Калустовы (Галустяны) и др.

    Эти рода стали наиболее влиятельной частью московской армянской диаспоры и сыграли большую роль в становлении братских русско-армянских отношений. Согласно данным переписи населения 1871 года, армянская община Москвы насчитывала более 600 человек. Однако, несмотря на свою немногочисленность, тогдашняя московская диаспора имели три армянские церкви: Крестовоздвженская (арм. Сурб Хач), Святого Воскресения (арм. Сурб Арутюн) и Успения Пресвятой Богородицы (арм. Сурб Мариам Аствацацин), Армянское господ Лазаревых училище ( Лазаревский институт восточных языков) и Касперовский приют для бедных армян.
    В конце XIX — начале XX веков было создано несколько армянских общин, землячеств, благотворительных и культурно-просветительских обществ.
    В разные периоды времени в XIX веке в Москве выходило более 10 армянских перидоических изданий различной тематики.

    XX—XXI век

    С конца XIX века была сильная волна армянской эмиграции в Москву, пик которого пришёлся на 1920-1930-е года и продолжался весь период советской власти. В конце 1980-х пришёл новый поток переселенцев из бывших советских республик, а с конца 1990-х появились многочисленные экономические мигранты. Согласно данным переписи 1989 года, численность московских армян составляла 44 тыс. человек. Точные данные о сегодняшнем количестве армян Москвы отсутствуют, но неофициальным источникам их численность достигает 400 тыс. человек, уступая только русским, украинцам и татарам.

     

     Армянские улицы Мосвы


    Армянский переулок


    Улица Алабяна

    Как было сказано выше, армяне появились в Москве в XIV веке и по указу Ивана Грозного селились в районах Белого города, Никольско-Столпового переулка. И в XIX веке этот переулок, где уже была построена армянская церковь, был переименован в Армянский переулок. Это было первое армянское название в Москве.
    Также в Москве есть Армавирская улица, названная в честь города Армавира в Краснодарском крае, который в свою очередь название получил от одной из великих армянских столиц — города Армавира (IV—III века до н. э.).
    В Москве есть также улицы, названные в честь известных армян. В 1922 году Малая Серпуховская улица была переименована в честь Люсик Лисинян (Лисиновой), которая была студенткой Московского Коммерческого училища, одним из организаторов революционной молодежи, погибшей 1 ноября 1917 года в бою на Остоженке. Улица была названа Люсиновской улицей. К Люсиновской улице примыкают три Люсиновских переулка. В 1930-х годах улица, близ станции «Преображенская площадь», была названа в честь армянского революционера, работавшего в органах ВЧК Армении Георгия Атарбекова — улица Атарбекова. Неподалёку от Мневников есть площадь Главного маршала бронетанковых войск Бабаджаняна — площадь Бабаджаняна. В Москве существует также Южинский переулок (являющийся бывшим Большим Палашевским переулком), названный именем актёра, режиссёра и театрального деятеля Александра Южина (наст. фамилия Александр Южин-Сумбатов). В  районе Отрадное есть улица Арама Хачатуряна, великого армянского композитора, который большую часть жизни прожил в Москве. В Черёмушках можно пройтись по улице Айвазовского, которая носит имя армянского деятеля культуры, художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованес Айвазян), который создал художественную историю российского флота.
    На юго-западе Москвы находится улица Коштоянца, названная в честь известного ученого, видного физиолога, много лет возглавлявшего Институт Естествознания АН СССР Хачатура Коштоянца. В названии одной из бывших Песчаных улиц была увековечена память армянского архитектора Каро Алабяна, который является автором оригинального проекта здания Центрального театра Армии в форме звезды, павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке, павильона Армении на ВДНХ, возглавил коллектив, разрабатывавший проект восстановления Сталинграда. В 1956 году армянское название получили сразу две улицы Москвы: Ереванская и Севанская. Через 13 лет, в 1969 году площадь между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей была названа в честь армянского поэта Ованеса Туманяна. На Северо-западе Москвы есть район Лианозово, названый по фамилии армянских купцов и предпринимателей Лианозовых, владевших здешними земельными участками до революции.
    Также следует упомянуть тот факт, что современный Серебряный переулок в XVIII веке именовался Мануков переулок, по фамилии деда Александра Суворова — Ф. С. Манукова, одного из домовладельцев.
    Великий Армянский просветитель Хачатур Абовян пророчески предсказывал: «Эта нерасторжимая связь, эта святая любовь останется между нами вековечно».

     

    << Вернуться на главную страницу

    Рейтинг@Mail.ru

    Редактор и консультант портала Айрумян Г.Е. e-mail: haga48@mail.ru
    Межрегиональная общественная организация "Давид Бек"
    2011г. © syunik.ru
    Разработка сайта — Веб-студия "НТТР"